Инструкция по монтажу шифера
1. Кровли из хризотилцементных волнистых листов
Несмотря на обилие современных материалов, кровля из хризотилцементных волнистых листов (шифера) является наиболее распространенной.
Из-за высокой водонепроницаемости эти материалы отлично выполняют свою основную функцию – защиту от осадков.
Они устойчивы к вредным воздействиям высоких и низких температур, солнечной радиации, перепадов влажности, снеговым нагрузкам. За счет этих и других качеств шиферная кровля является долговечной и служит 30 – 50 лет и более при должном уходе.
- Очень важным качеством хризотилцемента является его не горючесть – этим он выгодно отличается от многих других материалов.
- Низкая стоимость шифера делает его привлекательней для потребителей.
- Хризотилцемент обладает теплоизоляционными свойствами, под ним не конденсируется влага, поэтому нет нужды в пароизоляции.
- Он хорошо защищает жильцов от шума, дождя и ветра, чего не скажешь о металлической кровле.
Высокое потребительское качество шифера продолжает удерживать звание материала для народной кровли. Что касается незаконченных споров о канцерогенности хризотилцемента, стоит обратить внимание, что в эту категорию входят и такие продукты, как бензин, алкогольные напитки, древесная пыль, соленая рыба, табак и многое другое, с чем человек контактирует практически ежедневно.
2. Краткие сведения о формах чердачных крыш
Форма крыши определяется назначением здания (жилой дом, дачная постройка, сооружения промышленного, сельскохозяйственного назначения и т. д.), архитектурно-конструктивными и экономическими требованиями, конструкцией строения в плане и условиями быстрого отвода воды с поверхности крыши. Желательно форму скатных крыш делать несложной, что обеспечит доступный и более легкий уход за ней, повысит ее водостойкость.
Для удаления с крыши атмосферных осадков ее скатам придают определенный уклон. С крутых крыш с большим уклоном (45° и более) атмосферные осадки удаляются быстро, что важно для районов, подверженных частым снегопадам. Но следует иметь в виду, что увеличение уклона ведет к повышению стоимости кровли в связи с увеличением расхода кровельного материала.
Хризотилцементные кровли устраивают с уклонами от 22°.
Номинальный уклон составляет 30 – 35°.
Все работы по устройству кровель из хризотилцементных волнистых листов профиля 40/150 – 1750 производят по заранее разработанному Проекту производства работ, в котором учитываются организационно-технические вопросы, а также вопросы по обеспечению безопасности труда в соответ ствии со СНиП III-4-80.
Для укладки в кровлю используют хризотилцементные листы и детали неокрашенные и окрашенные красками, стойкими к воздействию атмосферных осадков, солнечной радиации и т.п.
Перед укладкой на кровлю хризотилцементные листы должны быть рассортированы. Листы, имеющие трещины, сколотые кромки и углы, сквозные пробоины и другие дефекты, укладывать в кровлю не допускается. Неполномерные листы, имеющие четыре или пять волн следует укладывать в крайних вертикальных рядах над фронтоном. В случае необходимости производят обрезку листов по ширине и длине для последующей укладки листов в разжелобках и ребрах кровли. Неполные по длине листы укладывают также в коньковом ряду. Работы по обрезке листов выполняют дисковыми электропилами, лучковыми пилами, ножовками на специальных столиках-шаблонах для укладки и крепления хризотилцементных листов при операциях обрезки и распиловки.
3. Устройство деревянного основания (обрешетки) под кровлю из хризотилцементных волнистых листов
Обрешетки под кровлю из шифера могут быть как сплошные – в этом случае повышается теплосохранность здания, так устроенные из отдельных брусков сечением 50х150 мм. В этом случае значительно экономится пиломатериал.
Доски и бруски для обрешетки применяют не ниже второго сорта.
Доски должны быть шириной не более 150 мм, т. к. более широкие при сильном высыхании коробятся, что может привести к повреждению кровли. Не рекомендуется устраивать обрешетку из сырой древесины – при высыхании ослабляется ее гнездовое соединение. Сильно сучковатые доски могут сломаться при нагрузке. В случае с обрешеткой из отдельных мерных брусков каждый лист должен опираться только на три бруска: по краям и в середине. На таком основании продольная нахлестка листов шифера будет относительно плотной, они будут прочно лежать на брусках обрешетки. Все четные бруски по-хорошему должны иметь высоту 53 мм, а нечетные 50 мм. Для однотипности их все же обычно делают одинаковыми, то есть 50х150 мм, но в этом случае четные бруски приподнимают с помощью подкладочных планок толщиной 3 мм, уложенных на стропилах (рис. 2). Если все эти условия будут соблюдаться, то нахлестка листов будет относительно плотной и листы плотно уложатся на обрешетку.
Раскладывают и крепят бруски обрешетки от карниза к коньку с шагом 750 мм по центрам (рис. 2). Обрешетку крыши выполняют с таким расчетом, чтобы на нее можно было уложить целое число листов как в продольном, так и в поперечном направлении. Если это невозможно, в кровлю вводят обрезные листы, которые в поперечных рядах у фронтонного свеса укладываются предпоследними, а в продольных рядах у конька. Чтобы избежать применение обрезных листов, допускается увеличение или уменьшение свесов кровли на фронтонах, а также изменение величины выноса карнизного свеса. На коньке крыши устанавливают брусок 2 и с обоих сторон от него закрепляют по два обрешеточных бруска 1 (рис. 3).
Для компенсации деформации в кровлях из хризотилцементных листов следует предусматривать через 12 – 18 метров устройство деформационных швов.
При длине здания до 25 м деформационные швы в хризотилцементных кровлях не требуются.
4. Монтаж кровли из хризотилцементных волнистых листов
4.1. Способы укладки шифера на кровлю
Прежде чем приступить к монтажу шиферных листов, необходимо определиться со способом их укладки. Их существует два:
- с совмещением продольных кромок по одной прямой (рис. 4)
- вразбежку — со сдвигом продольных стыков каждого последующего ряда на одну или несколько волн относительно продольных кромок ранее уложенного ряда (рис. 5).
Каждый из двух способов имеет свои преимущества и недостатки:
способ совмещения продольных кромок хорош тем, что укладка листов производится строго один над другим и боковые стороны скатов получаются ровные, их не нужно подпиливать.
Недостаток заключается в том, что если не порезать углы листов, то в местах пересечения поперечных и продольных стыков образуются утолщенные швы, в которые будут забиваться снег и затекать вода. Эта проблема частично решается подрезкой углов по определенной схеме (рис. 4 а,б).
Размеры подрезки: 120 мм – 140 мм по длине и 50 мм – 110 мм по ширине листа.
Способ укладки листов вразбежку не требует предварительной порезки углов, исключается нежелательный четырехкратный перехлест листов в местах общих стыков, но на боковых сторонах ската получаются неровные свесы листов, которые необходимо срезать. Этот способ увеличивает расход шифера.
Покрытие крыш листами по первому способу рекомендуется для широких по уклону, но коротких в поперечном направлении скатов. Монтаж кровли по второму способу рекомендуется для относительно узких по уклону, но длинных в поперечном направлении скатов.
При укладке хризотилцементных листов необходимо следить за тем, чтобы четыре угла не сходились в одном месте – это приведет к искривлению листов и неплотному их прилеганию. Поэтому снеговая и ветровая нагрузки на листы вызовет их излишнюю деформацию, способствуя развитию трещин.
а) схема подрезки углов шиферных листов при укладке их на кровле
слева направо
б) схема подрезки углов шиферных листов при укладке их на кровле
справа налево
в) порядок монтажа листов при укладке их на кровле слева направо
г) порядок монтажа листов при укладке их на кровле справа налево
4.1.1. Укладка шиферных листов с совмещением продольных кромок по одной прямой
Подготавливая листы, проверяется их внешнее состояние, длина и ширина. Затем после необходимого выбора последовательности укладки листов на кровле в поперечном направлении (справа налево или слева направо) на них обрезают углы по одной указанных из схем (рис. 4 а,б).
Листы удобнее укладывать справа налево, причем учитывается направление господствующих в данном районе ветров, т. е. чтобы открытые кромки продольных стыков были обращены к подветренной стороне. Начинать работу по настилке листов необходимо с карнизного ряда по
натянутому шнуру-причалке. Величина карнизного свеса первого ряда без организованного оттока – 100 мм, с подвесными желобами – 50 мм. Первым укладывается лист без обрезки угла (рис. 4 в,г). Затем на гребне второй волны с правой стороны этого листа (при укладке справа налево) или с левой стороны листа (при укладке слева направо) на расстоянии 80 – 100 мм от нижней кромки листа сверлится отверстие диаметром на 2 – 3 мм больше диаметра гвоздя.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОБИВАНИЕ ЛИСТА ГВОЗДЕМ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СВЕРЛЕНИЯ.
НА 1 ЛИСТ ШИФЕРА 2 ГВОЗДЯ ИЛИ САМОРЕЗА
Пробивание листа приводит к образованию микротрещин, которые со временем расходятся. Предварительное сверление отверстий величиной больше диаметра гвоздя необходимо для устранения вероятности растрескивания листа при его механических и температурных деформациях. Через отверстие лист крепится к карнизному свесу шиферным гвоздем с прокладкой из резины, толя, рубероида (рис. 6).
Гвоздь недобивается на 3 – 4 мм. Следующим этапом укладывается второй и последующие листы поперечного ряда (рис. 4 в,г), которые своими продольными кромками накрывают волны ранее
уложенных листов (накрываемой волной является волна с нанесенной маркировкой завода-производителя). На гребнях вторых волн перекрывающих листов на расстоянии 80 –100 мм от нижней кромки также сверлятся отверстия и вбиваются гвозди. При расчетном ветровом откосе до 60 кгс/м2, карнизные и краевые накрывающие листы дополнительно крепятся гвоздями по гребням волн, предшествующих накрываемых волн.
При ветровом откосе более 60 кгс/м2 крепление устанавливается на всех листах кровли дополнительно на гребне волны предшествующей накрываемой. Листы второго и последующих продольных рядов укладываются также внахлест на одну волну (рис. 4 в,г). Величина же нахлеста вышележащего ряда на нижележащий должна быть: при уклоне до 58% – 140 мм; при уклоне
более 58% – 120 мм.
Если между листами шифера остались зазоры, превышающие 7 мм, их следует заделать мастикой, состоящей из 45% (по объему) битума, 30% солярки, 12% извести-пушонки, 13% волокнистого асбеста. Мастику наносят на перекрываемые полосы деревянным шпателем слоем толщиной 5 – 6 мм, шириной в поперечном сечении – 30 – 40 мм, продольном 60 – 70 мм. Таким
же составом уплотняются впадины между волнами в случаях применения коньковых упрощенных деталей.
4.1.2. Укладка шифера способом «вразбежку» (со сдвигом продольных стыков каждого последующего ряда на одну или несколько волн относительно продольных кромок ранее уложенного ряда)
Технология укладки шифера вразбежку указана на рисунке 5.
4.1.3. Устройство примыкания кровли к стенам. Монтаж воротника дымовой трубы, воротника слухового окна, монтаж антенн
У примыканий кровли к стенам следует предусматривать защитные фартуки из оцинкованной кровельной стали, верхний конец которых должен быть закреплен к стене герметизирован. Нижний конец фартука должен перекрывать не менее одной волны; по скату кровель защитные фартуки должны иметь нахлестку не менее 100 мм (рис. 8).
Воротник дымовой трубы собирается из хризотилцементных уголков или оцинкованной кровельной стали (рис. 9).
Обрешетку вместе со вспомогательными брусками располагают вокруг ствола дымовой трубы в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Рядовое покрытие с карнизной стороны подводят к стволу дымовой трубы вплотную. С боковых сторон основное кровельное покрытие подводят к трубе с таким расчетом, чтобы волнистая часть затрубного уголка своими боковыми волнами перекрывала гребни волн на указанных сторонах основной кровли.
Слуховые окна на крышах устраивают преимущественно прямоугольными. Технология сборки воротника слухового окна и примыкания к нему основной кровли подобна технологии сборки и примыкания к дымовой трубе (рис. 10).
Стойки антенн и различные стержни для закрепления оттяжек должны проходить через отверстия в гребне волн листов, жестко соединяться с несущими конструкциями и защищаться от затекания воды. На кровлях вдоль коньков, по скату кровли, у торцевых стен, деформационных швов, а также в местах прохода к вентиляционному и другому обслуживающему оборудованию необходимо предусматривать устройство настилов шириной 400 мм.
5. Ремонт хризотилцементной кровли из шифера
Хризотилцементные листы с трещинами и сколами необходимо заменить новыми. Для этого в продольном направлении с обеих сторон удаляемого листа укрепляют мостики за коньковые скобы. Поперек мостиков укладывают доску. Чтобы освободить поврежденный лист, удаляют гвозди или шурупы, которыми он прикреплен к обрешетке. Выдергивая гвозди, лапку гвоздодера
опирают на край ходового мостика или доски. Поврежденный лист вынимают из ряда так, чтобы соседний лист остался на месте. Новый лист укладывают два кровельщика. Один приподнимает ослабленные сбоку и сверху листы, а другой, уложив новый хризотилцементный лист на перекрываемую кромку соседнего, продвигает его в направлении к коньку. Когда нижняя кромка нового листа совпадает с кромкой данного ряда, его крепят к основанию.
Хризотилцементные листы с небольшими трещинами можно оклеить толем, подкладочным рубероидом, тканью на мастике, копируя поверхность листа. С помощью кисти на гофру наносят мастику, затем наклеивают ткань, плотно прижимая ее к поверхности листа.
6. Транспортировка, хранение и эксплуатация хризотилцементных листов
Настоящая Инструкция является руководством по транспортированию, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, хранению и эксплуатации на предприятии-изготовителе и складах потребителя листов хризотилцементных волнистых без защитно-декоративного покрытия, а также с защитно-декоративным покрытием (далее – продукция).
Продукция является экологически безопасной для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды. Продукция в процессе хранения и эксплуатации не выделяет токсичных веществ в окружающую среду, радиационно безопасна.
По пожарно-техническим свойствам продукция является негорючей.
Хранение продукции в надлежащих условиях и соблюдение правил эксплуатации позволит продлить срок ее службы и сохранить в неизменном виде декоративные и защитные свойства покрытий.
6.1. Транспортирование продукции и выполнение погрузочно-разгрузочных работ
6.1.1. Перед транспортированием продукция должна быть сформирована в транспортные пакеты. Масса пакета должна быть не более 5000 кг. Допускается транспортировать продукцию стопами в непакетированном виде в крытых ж/д вагонах, контейнерах и автомобилях. Пакетирование продукции и транспортирование (погрузка в ж/д транспорт) производится по разработанным в установленном порядке схемам погрузки.
6.1.2. При погрузке-разгрузке полувагонов и автомобильного транспорта применять два петлевых стропа или траверсу с гибкими ветвями.
6.1.3. Строповку пакетов производить под поперечные брусья поддона. Работы по разгрузке и погрузке выполняются в соответствии с правилами и инструкциями по безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
6.1.4. Последовательность выполнения работ при разгрузке полувагона:
- разобрать и удалить из полувагона распорные щиты, установленные
посредине вагона; - выгружаемый пакет застропить с доступной стороны одним стропом и, приподняв его на 3 – 5 см, завести ветви второго стропа под пакет;
- выгрузить пакет из полувагона;
- аналогично выгрузить все пакеты из полувагона, убрать торцовые щиты.
6.1.5. Грузозахватные механизмы должны иметь защитные приспособления, исключающие возможность повреждения продукции.
6.1.6. При транспортировании автомобильным транспортом продукции должна быть уложена в стопы и закреплена способом, исключающим смещение.
6.1.7. Пакеты с продукцией устанавливать в кузове автомобиля в одинили два ряда по ширине кузова.
6.1.8. При установке в один ряд пакеты располагать длинной стороной поперек кузова автомобиля, по продольной оси автомобиля.
6.1.9. При установке в два ряда пакеты располагать длинной стороной симметрично продольной оси автомобиля.
6.1.10. При погрузке пакетов в два ряда по ширине борта автомобиля должны быть открыты для освобождения стропов. После загрузки автомобиля борта закрыть.
6.1.11. От возможного опрокидывания пакеты закреплять проволокой или веревкой.
Проволоку или веревку закреплять за бортовые крючья или за лонжероны рамы автомобиля.
6.1.12. При погрузке автомобиля погрузчиком, пакеты устанавливать согласно п. 6.1.9.
6.1.13. Расположение и количество пакетов в кузове зависит от марки и грузоподъемности автомобиля.
6.2. Правила хранения продукции
6.2.1. Продукцию без защитно-декоративного покрытия допускается хранить на открытых площадках.
6.2.2. Продукцию с защитно-декоративным покрытием хранят в закрытых помещениях или под навесом в условиях, предотвращающих их увлажнение, а затем во избежание смерзания изделий и повреждений.
6.2.3. Проходы между рядами с тарными единицами продукции должны быть свободными, элементы демонтированных транспортных пакетов должны храниться отдельно или утилизироваться.
6.2.4. Продукцию, уложенную в стопы, хранят на поддонах, установленных на ровной горизонтальной поверхности.
6.2.5. Запрещается хранение продукции при прямом контакте со следующими агрессивными веществами:
- кислоты;
- щелочи;
- горюче-смазочные материалы;
- спирты;
- органические растворители.
6.3. Основные правила обращения с продукцией при монтаже и в процессе эксплуатации
6.3.1. При монтаже продукции необходимо руководствоваться требованиями строительных норм и правил:
– для кровельных листов СНиП П-26-76;
нижеприведенными требованиями.
6.3.2. Монтажные работы должны выполняться специализированными бригадами, имеющими лицензию на выполнение монтажных и кровельныхработ , в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке.
6.3.3. При самостоятельном выполнении потребителем монтажных работ
необходимо строгое следование:
– для листов профиля 40/150 «Инструкция по монтажу кровли, выполнен-
ной из хризотилцементных волнистых листов».
6.3.4. При работе с продукцией не допускается:
- сбрасывание ее с какой бы то ни было высоты;
- трение друг об друга;
- удары по продукции.
6.3.5. Для продукции с защитно-декоративным покрытием дополнительно не допускается при монтаже хождение по декоративной поверхности в обуви с металлическими набойками.
6.3.6. Дополнительный раскрой листовой продукции с защитно-декоративным покрытием производится при расположении листа лицевой (декоративной) поверхностью вниз с обязательной последующей очисткой сухим способом (обдув ветром, ветошь) во избежание «схватывания» хризотилцементной пыли с влагой воздуха и порчи декоративного покрытия. При выполнении работ, связанных с образованием хризотилцементной пыли, необходима защита органов дыхания и зрения.
6.3.7. Загрязненную в процессе монтажа и эксплуатации продукцию с защитно-декоративным покрытием можно мыть слабыми растворами моющих средств мягкой губкой. Запрещена очистка поверхности абразивными материалами. Продукцию без защитно-декоративного покрытия разрешено очищать любыми средствами.